Жаркова Татьяна Анатольевна, инструктор по физической культуре в ДОУ
«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ" Что такое здоровьесберегающие технологии? Это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации различных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Мы только тогда можем сказать, что процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья дошкольников и педагогов. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровье, как предмет здоровьесберегающих технологий: 1. Здоровье физическое. 2. Здоровье психическое. 3. Здоровье социальное. 4. Здоровье нравственное. Критерии оценки здоровья: Уровень работоспособности. Оценка наличия вредных привычек. Выявление физических дефектов. Оптимальный двигательный режим. Рациональное питание. Закаливание и личная гигиена. Положительные эмоции. Социальное благополучие.Принцины здоровьесберегающих технологий: принцип «Не навреди!»; принцип сознательности и активности; непрерывности здоровьесберегающего процесса; систематичности и последовательности; принцип доступности и индивидуальности; всестороннего и гармонического развития личности; системного чередования нагрузок и отдыха; постепенного наращивания оздоровительных воздействий; возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса и др.Формы занятий: с использованием профилактических методик; с применением функциональной музыки; с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью; через оздоровительные мероприятия; создания здоровьесберегающей среды.Средства здоровьесберегающих технологий: 1.Средства двигательной направленности: элементы движений (ходьба, бег, прыжки, метание); физические упражнения; физкультминутки, подвижные игры, гимнастика, самомассаж и др.2.Оздоровительные силы природы (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры). 3.Гигиенические факторы (выполнение санитарно-гигиенических требований, личная и общественная гигиена, проветривание, влажная уборка помещений, соблюдение режима дня). Методы здоровьесберегающих технологий: фронтальный, групповой, практический метод, познавательная игра, игровой метод, соревновательный метод, метод индивидуальных занятий. Существуют следующие приемы: 1.Защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения). 2.компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика) 3.Стимулируюшие (элементы закаливания). 4.Информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, педагогам). Здоровье физическое – это состояние, при котором у человека имеет место гармония физических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды. У детей до семи лет среди заболеваний занимают: 1 место – заболевания органов дыхания; 2 место – инфекционные и паразитарные болезни; 3 место – болезни нервной системы и органов чувств; 4 место – заболевания органов желудочно-кишечного тракта. С учетом этого программа здоровьесбережения включает следующие компоненты: 1. Рациональное питание. 2. Оптимальная для организма двигательная активность. 3. Соблюдение режима дня (с учетом индивидуальных биоритмов: «жаворонки», «голуби», «совы»). «Жаворонки» – рано просыпаются, но и рано ложатся спать; «совы» – просыпаются поздно, высокоактивны ночью, ложатся поздно; «голуби» занимают промежуточное положение, среди взрослого населения они составляют 50% общей численности. Учет индивидуальных биоритмических особенностей – необходимое условие для рациональной организации деятельности, а последовательно и режима дня. 4. Предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек. 5. Повышение психоэмоциональной устойчивости. Необходимо проводить диагностику здоровья детей. Диагностика – процесс распознания и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей человека, истолкование и обобщение полученных данных о здоровье. Цель диагностики здоровья детей – способствовать укреплению здоровья ребенка, его гармоничному развитию. Диагностируя здоровье детей, на практике выделяют 2 направления: оценка физического развития; оценка физиологических возможностей организма.Основной причиной успешной работы в данном направлении может являться только наличие системности. Существует десять золотых правил здоровьесбережения: 1. Соблюдайте режим дня! 2. Обращайте больше внимания на питание! 3. Больше двигайтесь! 4. Спите в прохладной комнате! 5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу! 6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью! 7. Гоните прочь уныние и хандру! 8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма! 9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций! 10. Желайте себе и окружающим только добра! Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба 11 января 2019 в 00:59
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.