Жаркова Татьяна Анатольевна, инструктор по физической культуре в ДОУ

«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"

«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"

Что такое здоровьесберегающие технологии? Это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических

приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации различных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.

Мы только тогда можем сказать, что процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации

используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья дошкольников и педагогов.

 Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования

возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и

здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровье, как предмет здоровьесберегающих технологий:

1. Здоровье физическое.

2. Здоровье психическое.

3. Здоровье социальное.

4. Здоровье нравственное.

Критерии оценки здоровья:

Уровень работоспособности. Оценка наличия вредных привычек. Выявление физических дефектов. Оптимальный двигательный режим. Рациональное питание. Закаливание и личная гигиена. Положительные эмоции. Социальное благополучие.

Принцины здоровьесберегающих технологий:

принцип «Не навреди!»; принцип сознательности и активности; непрерывности здоровьесберегающего процесса; систематичности и последовательности; принцип доступности и индивидуальности; всестороннего и гармонического развития личности; системного чередования нагрузок и отдыха; постепенного наращивания оздоровительных воздействий;  возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса и др.

Формы занятий:

с использованием профилактических методик; с применением функциональной музыки; с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью; через оздоровительные мероприятия; создания здоровьесберегающей среды.

Средства здоровьесберегающих технологий:

1.Средства двигательной направленности:

элементы движений (ходьба, бег, прыжки, метание); физические упражнения; физкультминутки, подвижные игры, гимнастика, самомассаж и др.

2.Оздоровительные силы природы (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры).

3.Гигиенические факторы (выполнение санитарно-гигиенических требований, личная и общественная гигиена, проветривание, влажная уборка помещений, соблюдение режима дня).

Методы здоровьесберегающих технологий: фронтальный, групповой, практический метод, познавательная игра, игровой метод, соревновательный метод, метод индивидуальных занятий.

Существуют следующие приемы:

1.Защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения).

2.компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика)

3.Стимулируюшие (элементы закаливания).

4.Информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, педагогам). Здоровье физическое – это состояние, при котором у человека имеет место гармония физических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.

У детей до семи лет среди заболеваний занимают:

1 место – заболевания органов дыхания;

2 место – инфекционные и паразитарные болезни;

3 место – болезни нервной системы и органов чувств;

4 место – заболевания органов желудочно-кишечного тракта.

С учетом этого программа здоровьесбережения включает следующие компоненты:

1. Рациональное питание.

2. Оптимальная для организма двигательная активность.

3. Соблюдение режима дня (с учетом индивидуальных биоритмов: «жаворонки», «голуби», «совы»). «Жаворонки» – рано просыпаются, но и рано ложатся спать; «совы» – просыпаются поздно, высокоактивны ночью, ложатся поздно; «голуби» занимают промежуточное положение, среди взрослого населения они составляют 50% общей численности. Учет индивидуальных биоритмических особенностей – необходимое условие для рациональной организации деятельности, а последовательно и режима дня.

4. Предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек.

5. Повышение психоэмоциональной устойчивости.

Необходимо проводить диагностику здоровья детей. Диагностика – процесс распознания и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей человека, истолкование и обобщение полученных данных о здоровье.

Цель диагностики здоровья детей – способствовать укреплению здоровья ребенка, его гармоничному развитию. Диагностируя здоровье детей, на практике выделяют 2 направления:

оценка физического развития; оценка физиологических возможностей организма.

Основной причиной успешной работы в данном направлении может являться только наличие системности.

Существует десять золотых правил здоровьесбережения:

1. Соблюдайте режим дня!

2. Обращайте больше внимания на питание!

3. Больше двигайтесь!

4. Спите в прохладной комнате!

5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

7. Гоните прочь уныние и хандру!

8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

10. Желайте себе и окружающим только добра!

Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба 

11 января 2019 в 00:59

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.